Основные принципы вальдорфской педагогики
  •   Всесторонний характер образования: на занятиях используется разносторонне и теоретический, и практический, и художественный материал во всех классах, что в равной степени способствует развитию ребенка в волевой, эмоциональной и интеллектуальной сферах. Задача педагога - преодолеть безучастное отношение учеников к учебному материалу. Во время урока включается жизнь внутреннего чувства с ее радостью и болью, с ее приятным и неприятным, напряжением и расслаблением. Можно использовать в обучении то, что захватывает ребенка, что ему интересно. Например, чувство ритма является насущной потребностью ребенка до полового созревания. Поэтому в данном возрасте ребенку легко дается заучивание большого количества стихотворений. Также легко и весело заучивают дети таблицу умножения под ритмические хлопки и топанье ногами.
     
  •   Экономное обучение (с точки зрения сохранения психической энергии ребенка), за счёт чего вальдорфской педагогике удаётся не разрушать экологию детства: в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую ребенок может освоить на данном этапе развития без внутреннего сопротивления организма. (Так от периода смены зубов до полного созревания, обязательно развивают память, работают с образным мышлением ребенка, апеллируют к чувству, а не к интеллекту. После полового созревания больше работают с абстрактным мышлением ребенка.) Следствием этого является экономия психической энергии ребенка во время его пребывания в школе, что способствует здоровью детей в психическом и соматическом отношении.
     
  •   Пробуждение интереса как средства мобилизации внутренней активности ребенка на каждом этапе развития (повышение мотивации к обучению). Ребенку интересно то, что созвучно процессам на данном этапе его внутреннего развития. Так, детям до 9 лет интересно активно играть, много двигаться, подражать и слушать сказки. Поэтому обучение детей данного возраста строится на подражании, на подвижной игре и на сказках. Также младшие школьники ощущают потребность в ритме, в живых образах и в творческой фантазии, которая растет к 9 годам и наиболее остро ощущается от 9 до 12 лет. Во время рубикона (кризиса развития, происходящего в 9 лет) ребенок отделяет себя от окружающего мира, ему уже интересны вещи "какие они есть на самом деле". Поэтому в обучение вводятся предметы естественнонаучного цикла: краеведение и зоология в 4-классе, география, ботаника и история в 5 классе.
  •   Индивидуализация обучения: особое внимание уделяется индивидуальным особенностям ребенка – характеру, темпераменту, способностям ученика (с помощью наблюдений за манерой общения и движения, реакциями в различных ситуациях, анализа рисунков и других работ). Существуют свои способы рассаживания детей в классе по темпераменту, соответствующий подбор ритмических упражнений и пальчиковых игр, моральных рассказов и сказок, материала для работы.
     
  •   Безоценочная система обучения, отсутствие соревнований не вызывает у ребенка, который действительно слабее других, чувства неполноценности. Единственной мерой его достижений является сравнение его собственных успехов сегодня с достижениями вчерашнего дня. Данный подход позволяет наиболее полно раскрыться способностям и не навредить здоровью ребенка.
     
  •   Коллегиальное решение всеми учителями, работающими в этом классе, возникающих педагогических и организационных проблем.
     
  •   Обучение по эпохам. Ещё В.В.Розанов говорил о пагубности и необоснованности постоянного чередования в течение дня предметов различной направленности и содержания, когда ребёнок не в состоянии сосредоточиться на чём-то одном и глубоко, основательно в него погрузиться. Обучение по эпохам предполагает изучение в течение 3-4 недель (в зависимости от продвижения учащихся) только одного основного предмета: математики, письма, чтения, истории, географии и др. (У нас в стране такой способ обучения известен как метод погружения (по Лозанову) и использовался, например, известным учителем-новатором М. П.Щетининым.) Благодаря такому распределению материала ребенок имеет возможность полностью вжиться в него. Ему не надо тратить энергию на начало и остановку. По окончании "эпохи" дети чувствуют прилив жизненных сил благодаря чувству удовлетворения, что за этот период они чего-то достигли.
  •   Феноменологический подход в изучении предметов естественнонаучного цикла и симптоматологический подход в изучении предметов гуманитарного цикла. Изучение нового материала начинается не с определений, а с наблюдения за явлениями (физическими, языковыми, историческими и т.п.), с их описания. Начиная обучение с определений, мы загоняем ребёнка в определённые границы, в рамках которых он только и может действовать и жить. В самом слове "определение" явственно звучит «предел» и, таким образом, дегуманизированность образования. Потому И.В.Гёте всю свою жизнь следовал такому принципу: не определяй, а характеризуй и описывай. После того как явление описано, выявляются определенные закономерности и делаются выводы.
  •   Образное преподавание. Описать и охарактеризовать какое-то явление или феномен можно только в том случае, если у человека развита способность к образному восприятию и постижению окружающего мира и самого себя. Поэтому образование в вальдорфских школах в первых классах насыщено образностью. Давая качественный образ того или иного феномена, мы воздействуем не только на какую-то отдельную сферу жизни ребёнка, но на всего человека. Образ сохраняет целостность изучаемого феномена. Характерным признаком душевного развития ребёнка 7-11 лет является преобладание наглядно-образного мышления и, наоборот, неразвитость абстрактно-логического (этот факт признан практически всеми психологами: Л.С.Выготский, 1984; Д.Б.Эльконин, 1990; Ж.Пиаже, 1994; К.Юнг, 1995 и многие другие), которое естественным образом пробуждается в возрасте 12-14 лет с началом полового созревания. Он мыслит и зрит образами. Все окружающие его предметы одушевлены, живут и действуют. К тому же понимание пробуждает в душе ребёнка переживание, на основе которого только и возникает интерес к познанию. Следовательно, образность должна пронизывать всю методику преподавания в первые четыре года обучения.
  •   Преподавание всех предметов в начальных классах должно быть по своей сути художественным, тогда воспитание становиться искусством.

 

Обновлено 11.10.2011 23:09
 

Наш Адрес: г.Жуковский МО ул. Строительная д 10

Телефон: +7 (498)487-50-62

Присоединяйтесь