Вокальное воспитание первоклассников

 

 

   Первый класс как коллектив складывается в течение учебного года. Есть дети, которые приходят в школу, уже достигнув «школьной зрелости», они готовы принять правила игры, то есть школьные правила. Но есть дети, соответствующие школьной зрелости лишь по некоторым признакам (возраст, рост), но желающие продолжать находиться в поведении дошкольника.

    Как может вокальное воспитание помочь классу, в том числе и детям, которые не совсем дозрели до школы, обрести желаемые качества (умение жить по правилам школы)?

Из всех видов деятельности на уроке пение является самым природным, первоосновным. Чаще всего дети в дошкольном возрасте уже имеют какой-то опыт пения (но, к сожалению, всё чаще он перенят с передач поп-музыки, не с живого голоса мамы или воспитателя). Несомненно, первоклассникам после вальдорфского детского сада привычнее входить в атмосферу пения, вокальной работы. Поначалу форма пения в кругу, народные игры с пением, пение с жестами происходят также как и в детском саду.

    Но для собственно вокальной работы постепенно внешнее движение должно становиться более скромным, а внутренние силы сосредоточиться на голосе (интонации, динамике, дикции и т. д.).

    Пение в этом возрасте тесно связано со словом, поэтому важно, чтобы в музыкальном материале были такие песни, где через словесный образ дети постигала и звуковысотность, пока ещё без нот. «Утро» Э. Грига в упрощённом варианте со словами «Солнышко всходит, и небо светлеет, природа проснулась, и утро пришло» может применяться как распевание. Повторение мелодии на разной высоте происходит как подъём солнца. При первом пении солнце не яркое, поэтому поём не громко. При повторении солнце выше и ярче. Напоследок можно спеть ещё как бы «из-за туч», но в высоком регистре (не доводя до громкой динамике в высоком регистре). Со временем понятия выше-ниже, тише-громче применяются не всегда напямую с образом, но исходя из ситуации («поём тише, чтобы лучше слушать друг друга», «поём ярче для лучшей слышимости в зале»).

    Пение с жестом в дальнейшем (к концу учебного года) переходит в пение внутреннее. На заключительном фестивале песню можно показывать без жеста, направив больше усилий на внутреннюю, вокальную сторону, если песня не предполагает обязательного жеста. Наш первый класс исполнял две русские народные песни («Гусельки» и «Звоны»), помогая себе игрой на лирах (первая песня) и треугольниках (имитация звона во вступлении и заключении). Жест дирижёра родственен тому, что происходит при игре на лире, способствует мягкому, спокойному движению или бойкому, задорному.

    Этапы разучивания песни для первоклассников были такими, что песня могла сразу показываться учителем, а дети участвовали в ней сначала только повторением жеста, затем подпевая, запоминая мелодию при повторении. В дальнейшем, когда дети уже знали буквы и умели читать, слова песни писались на доске. После коллективного проговаривания слов песня пелась с мелодией по слуху. Но когда дети запоминали мелодию со словами, песня жила в них уже так, что отдельно слова в ней было выделить трудно. При просьбе сказать слова песни отдельно, получалось, что после нескольких отдельных слов начинала звучать также и мелодия.

    Пение в различных ситуациях может помочь «убаюкать» или пробудить ребёнка. Песня своими темповыми, динамическими, ритмическими, мелодическими особенностями помогает развитию, созреванию душевной жизни. Оно является одним из «витаминов воспитания» для полноценного созревания. При этом работает дыхание, связки человека, происходит обязательный контроль ушами. Надо овладеть собой на очень тонком уровне, чтобы научиться хорошо петь. Но красивое пение в группе приносит ребёнку радость, этого стоит добиваться, прикладывать усилия и учителю музыки, и другим учителям, заинтересованным в пении, и родителям.

     У читель музыки А. К. Глуховская

Обновлено 12.10.2011 23:02
 

Наш Адрес: г.Жуковский МО ул. Строительная д 10

Телефон: +7 (498)487-50-62

Присоединяйтесь