Что такое хорошая школа?


     По результатам самого авторитетного международного исследования качества образования в индустриально развитых странах ПИЗА 2000 и ПИЗА 2003 наша система образования показала результаты, сравнимые с самыми отсталыми странами мира. Самая же лучшая система образования оказалась в Финляндии. После опубликования результатов исследования ПИЗА 2000 финская система образования попала в центр внимания мировой образовательной общественности. Повторное исследование ПИЗА 2003 подтвердили этот результат.

     Во всех странах мира, особенно в тех, в которых, как, например, в ФРГ, результаты оказались ниже среднего, общественность бурно обсуждает причины такого положения дел. Политики всех уровней, а также руководители крупных предприятий, банков, представители высшей школы – профессионального образования и университетов – выдвигают требование повышения качества школьного образования. Выделяются значительные бюджетные средства для того, чтобы изменить это положение дел. Родители ищут альтернативы государственной школе, не способной обеспечить детей таким образованием, которое максимально будет способствовать успешной жизни их детей в сложных условиях современной информационной цивилизации.

     Хотя в нашей стране широкого общественного обсуждения результатов ПИЗА не проводилось, тем не менее, созданы комиссии, финансируемые Министерством Образования, для изучения причин такого плачевного результата, чтобы выработать комплекс мер – и, прежде всего для изменения в подходах к организации, задачам школы и методам преподавания, отвечающим требованиям мировых стандартов.

     Что же исследует ПИЗА, и почему ее результаты так волнуют общество? Можно выделить два основных параметра: социальный, который выдвигает на передний план значение образования для социального и экономического развития общества в целом – образование рассматривается как важнейший ресурс социально-экономического развития; и индивидуальный – образование является важнейшим фактором успешности отдельного человека в новых условиях современной цивилизации. В соответствии с этим и построена исследовательская стратегия ПИЗА.

     С одной стороны, эффективность системы образования в целом определяется тем, каков разрыв между «сильной» и «слабой» группами учащихся. Если разрыв большой, то это источник потенциального напряжения и конфликтов. Есть даже и такие (их ПИЗА называет «группой риска»), которые не способны выполнить элементарные задания, т.е. они не понимают простых текстов и не могут ответить на элементарные вопросы. Большой процент таких учащихся – это тревожный знак: именно эти ученики - потенциальные преступники, наркоманы и т.д. В нашей стране процент таких учащихся очень высок.

     Этот разрыв может определяться так называемым «социальный градиентом», т.е. тем, насколько результат образования зависит от внешкольных факторов, например, от социально-экономического статуса и образовательного уровня родительского дома. Если этот градиент высок, то такая система образования считается неэффективной.

     С другой стороны, задания ПИЗА, определяющие учебные достижения, не ставят своей целью выявить, насколько данный ученик усвоил школьную программу, но насколько он может самостоятельно справиться с нестандартным заданием, требующим от него общего развития мышления, воображения, мотивации и т.д. Например, основной способностью, которое измеряла ПИЗА 2000, было «чтение», понимание текстов. Детям предлагались оригинальные тексты – из научно-популярных журналов, статей в Интернете и т.д. и предлагалось ответить на ряд вопросов, которые показывают, насколько ученик способен анализировать текст, искать в тексте нужную информацию, развернуто ответить на открытый вопрос без заранее заданного ответа по выбору. Способность к такому продуктивному чтению является необходимым условием для самостоятельной учебы или успешной работы на современном рабочем месте, независимо от сферы, в которой человек работает. Поэтому результаты ПИЗА волнуют не только общество и государство, но и родительскую общественность: что толку, что ученик усвоил программу, если он не может ориентироваться во внеучебной ситуации, в жизни.

     По обоим показателям наша система образования оказалась неэффективной. Структура процесса образования в российской школе традиционно построена на том, чтобы выявлять наиболее успешных и отсортировывать тех, кто по каким-либо причинам не справляется, переводя их в другие учебный заведения – ПТУ, техникумы и т.д. Эта ситуация усугубляется системой оценки учащихся, которая делит их на отличников, хорошистов, троечников и двоечников. Таким образом, селекция и социальные роли закрепляются уже на уровне детства и юности. Однако ПИЗА показала, что зачастую наши отличники, натасканные на выполнение типовых заданий, не справляются с заданиями ПИЗА, требующими самостоятельного мышления и широкого кругозора. Наша система образования, которая слывет у нас лучшей в мире, достигает своих результатов за счет натаскивания и отбора с одной стороны, с другой же стороны высокие результаты появляются там, где они достигаются не за счет школьного обучения, а за счет внешкольных факторов.

     В Финляндии, наоборот, школа работает по принципу «не потерять ни одного ученика». Это интегративные школы, в которых до 9 класса все, и слабые и сильные ученики, учатся вместе и такое совместное обучение, как это ни странно, оказывает позитивное влияние, как на «слабых», так и на «сильных» учеников.

     По мнению финнов, самым главным в образовательном процессе является дошкольная и младшая школьная ступень. Здесь самое важное – сформировать желание учиться и не отбить его у ребенка. Первые шесть лет все основные предметы преподает один классный учитель. Много работают руками – рукоделие и занятия искусствами занимают значительную часть школьной программы. Каждый финский ученик, независимо от уровня дарований, изучает, по крайней мере, 2 иностранных языка (шведский как второй государственный, и английский как интернациональный), а с пятого класса – второй иностранный язык (немецкий, французский или русский). Никакой перегрузки школьников! В финской школе высокие достижения, радость и удовольствие от учебы – не исключают друг друга. Вот почему в Финляндии можно встретить простую продавщицу, говорящую по-английски и по-немецки. Это – в порядке вещей.

     Финская система образования впитала в себя лучшие достижения мирового образования. Так в 1990 году специальным постановлением - «для того, чтобы учиться» - были легализованы альтернативные школы: школы Монтессори, вальдорфские школы и другие школы с международно-признанными системами обучения. Им предоставлялась полная государственная поддержка. К сожалению, в нашей стране жизнь таким школам затрудняется всеми возможными средствами: государство перестало финансировать негосударственные школы, арендная плата взимается, как с коммерческих предприятий.
В городе Жуковском уже в течение более 13 лет работает школа по методам вальдорфской педагогики, из которой финская система почерпнула многие элементы, обеспечившие ей высокие результаты. В вальдорфскую школу отдавали своих детей многие политики и выдающиеся деятели Германии, например, канцлер Гельмут Коль, бывший посол ФРГ в России Штудниц и многие другие. Проведенные недавно тесты ПИЗА по математике в вальдорфской школе 1060 в Москве показали неожиданные результаты: вальдорфская школа, - в которой нет отбора детей и натаскивания – показала результаты, выше математической, в которой проводились аналогичные тесты (школа 1060 заняла второе место по Москве!). При этом, как и в школе г. Жуковского, – два иностранных языка с первого класса, в школу интегрирован курс музыкальной школы, театр, дети любят свою школу и мотивированы к обучению.

     Мы думаем, что для нашего региона важно, чтобы в нем развивались школы, в которых реализуются подходы, признанные в мире. Родителям, которые думают, о будущем своих детей и желают дать им хорошее образование, мы рекомендуем прежде, чем отдать свое чадо в какую-нибудь супер-математическую гимназию посмотреть, что и как делают вальдорфцы и чего они реально достигают.

     к.п.н., доцент кафедры психологии развития МПГУ
    Загвоздкин В.К.


     Об исследовании ПИЗА можно найти материалы в сети ИНТЕРНЕТ. Анализ финской системы образования, проведенный автором, будет опубликован в апрельском      номере журнала Народное образование № 4 2006.

Обновлено 12.10.2011 22:01
 

Наш Адрес: г.Жуковский МО ул. Строительная д 10

Телефон: +7 (498)487-50-62

Присоединяйтесь