Вокальное воспитание подростка

 

 

   От семи до четырнадцати лет ребёнок получает от занятий музыки необходимое «питание» для души. Учась петь, он развивает параллельно свои физические данные (укрепление связок, управление дыханием и т. д.) и душевные качества. В песнях он воспринимает мир поэзии с мелодическим началом, с музыкальной мыслью. В хоровом исполнении или в сольном пении с аккомпанементом мелодическое начало дополняется гармонией, иногда полифонией. Также в песне есть свой ритм, постигая который, ребёнок развивает чувство ритма как часть гармонии души и тела. Часть песен может быть связана с духовным содержанием и также помогать связывать детей с высшими человеческими качествами.

    Очень важно также, чтобы инструментальная музыка и пение могли присутствовать в жизни ребёнка, как элемент из высшего мира, к которому испытывается благоговение. Если этого не удаётся пережить хотя бы иногда, личность подрастающего человека не получит настоящего музыкального воспитания.

    Чаще всего трудности с занятиями музыкой начинаются в подростковом возрасте. Это связано с «утяжелением», «заземлением», а как следствие и сомнений в возвышенном, что несут в себе искусства, в том числе музыка. Надо искать то, что для каждого подростка в данный период становится более актуальным. Хотя нет единого рецепта на все случаи жизни, можно найти несколько характерных особенностей, которые могут поддержать интерес подростка к песне.

   В 12-15 лет часто детей интересуют песни о людях с сильным характером, с которыми происходят какие-то драматические события (как в русской народной песне «Ермак»).

   Это могут быть песни с юмором («Прекрасная маркиза»). Песни с яркими ритмами (например, латиноамериканские) также помогают преодолеть подростку телесную тяжесть.

    Важен не только репертуар, но и как его преподнести, как проработать песню для того чтоб её исполнение доставляло радость и самому исполнителю, и слушателям.

    Начиная с 6 класса можно усиливать отдельные элементы в пении, выделяя согласные, которые можно спеть как отдельное упражнение. Например, русская народная песня «Ермак» начинается со слов «Ревела буря…». Выделяя согласные «р», «в» или беря сочетания «вр», «бр» мы можем спеть их на нескольких тонах, добиваясь отчётливого звука, который не только тормозит, но и даёт возможность открыть резонаторы в теле. Подобные наблюдения полезно делать не только на уроках музыки, но и на физике в разделе «акустика».

    Рост конечностей делает подростка неуклюжим, но обычно он откликается на физические упражнения, где он может стать ловким. С голосом обстоит дело труднее. Период мутации, когда голос «ломается» из-за роста гортани (сильнее заметно у мальчиков, не очень заметно у девочек), труден для вокально-хоровой работы. Здесь на помощь приходят одноголосные песни, иногда по жанру близкие балладам. Через поэтическое содержание, через работу с речевым элементом можно попытаться найти новый интерес к вокальному звучанию.

    Важно также более осознано петь саму мелодию. Это может проявиться и в пении мелодии нотами, и в анализе отдельных моментов (почему это место так нравится, какой здесь интервал), после такого анализа отмечать стало ли пение более выразительным.

   Постоянный поиск учителя в сотрудничестве с подростками – ещё один из важных моментов поддержки интереса к музыке и развитие личности через неё.

 

  Учитель музыки А. К. Глуховская

Обновлено 12.10.2011 23:07
 

Наш Адрес: г.Жуковский МО ул. Строительная д 10

Телефон: +7 (498)487-50-62

Присоединяйтесь